Перейти к содержимому

Влияние окружающей среды на формирование личности

Прежде чем ответить на вопрос «Влияет ли окружающая среда на развитие личности?», необходимо определиться с самим термином личности.

Итак, личностью в психологии принято называть отдельного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических особенностей, которые, в свою очередь, проявляются в отношениях с другими людьми, определяя его нравственные поступки и имеющие огромное значение, как для самого человека, так и для окружающих. Вспомните одну очень точную фразу: «Личностью не рождаются, личностью — становятся», она неспроста придумана.

Теперь самое время дать ответ на изначально поставленный вопрос.

Для начала освежим ваши знания в области генетики. Вы наверняка из школьного курса биологии помните, что с самого рождения влияние генов и среды очень тесно переплетаются между собой, тем самым формируя из индивида личность. Гены и среду ребенку предоставляют родители, в итоге образуется довольно тесная связь между наследственностью и окружающей средой. К примеру, у творческих мужчин и женщин, безусловно, потомство родится с соответствующими способностями к творчеству, по крайней мере шанс этого будет несколько выше, нежели в противоположном случае. Тогда речь уже будет идти о том, захотят ли родители, чтобы их ребенок являлся таким. Если да, то они естественно должны будут создавать необходимые условия для развития малыша, а не сидеть, сложа руки и ждать.

Кроме того, под действием одного и того же социального окружения, один человек может реагировать определенным образом, а другой — совершенно противоположным. Возьмем реальный пример из жизни, как доказательство этого феномена. Итак, в семье, где двух детей постоянно в чем-то обвиняют и ругают, один из них в силу своих психологических особенностей не станет реагировать на взрослых, а просто уединится в своей комнате, а другого настолько сильно затронут слова и гнев мамы с папой, что он начнет заливаться слезами. Иначе говоря, каждый ребенок, а, следовательно, и человек способен воспринимать социальное окружение, через свое индивидуальное понимание. Если родители будут пытаться всеми возможными и невозможными силами создать для двух детей одинаковые условия, чтобы они развивались похожими друг на друга, то вероятность того, что из этого что-то выйдет очень низка.

Ведь кроме влияния среды, существует еще и влияние наследственности, это следует учитывать.

Выходит, что наследственность и социальная среда — это два источника влияния, которые в сумме обладают способностью формирования личности. Далее, когда ребенок вынужден выходить за пределы привычного окружения, а именно семьи, начинается самое интересное. Теперь юному созданию будет сложнее переработать и осознать все воспринимаемое в комплексе. Беззаботное время подходит к концу, приходиться учиться новым формам поведения. И тогда в его жизнь врывается кризисный период. Если ребенок общителен, ему будет легче адаптироваться в социуме, нежели замкнутому, интровертному малышу.

Связь с наследственностью и социальным окружением имеет огромное значение не только в детстве. Ребенок вырастает и становится взрослым.

Вот тогда ему уже приходиться самому выбирать и строить свое окружение, по мере возможностей. Также у человека появляется стремление к достижению поставленной цели или определенного статуса. В случае неспособности личности добиться своих целей, вновь может возникнуть кризисный период. Это нормальное явление. Потому как кризис — не является отклонением, это очередное препятствие, которое необходимо преодолеть и развиваться дальше или смириться.

Сегодня имеют место быть выдуманные людьми стереотипы, относящиеся к социальному развитию личности. К примеру, бытует мнение, что развитие личности в социальной среде заканчивается, как только человек взрослеет. Но это ошибочная точка зрения. Да, безусловно, в большей степени социализация затрагивает период детства и юности, но это совершенно не значит, что в зрелости и старении человек полностью лишен способности дальнейшего развития, просто оно приобретает немного иной характер. Существует большое количество примеров, когда будучи в старости, люди продолжали развиваться, начиная познавать новые сферы, о которых не ведали ранее.